ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА
И ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
ЦЛАТИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РосПриродНадзор

РосПриродНадзор

ОТХОДЫ

Проведение паспортизации отходов I-IV класса опасности

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» паспорта отходов составляются природопользователями, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.

Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08. 2013 г.№ 712.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Субъекты

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.12.2015), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности.

Нормативно-правовая база:
Ответственность

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размереот 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц -от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц -от 100 000 до двухсот 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ведение Учета в области обращения с отходами

Приказ от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.

Подготовка и сопровождение документов для получения Лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности

Лицензия на деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I–IV классов опасности  – специализированное разрешение на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе.

Необходимость получения лицензии  на деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I–IV классов опасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентирована следующими законодательными актами:

  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12);
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 30);
  • Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 9);

Наличие лицензии на деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I–IV классов опасности обязательно:

  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности и с которыми осуществляется деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению.

Лицензия действует бессрочно.

Ответственность

КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

  • Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
  • Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
  • ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

КоАП РФ, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

  • угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет;
  • те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет;
  • те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет.
Учет объектов размещения отходов

П Р И К А З Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 49 Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов

      1. Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее -Правила)  устанавливают  порядок  сбора,  составления  и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещения отходов).     2. Правила предназначены для юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей,  которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники,   пользователи,    владельцы,    арендаторы),    для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора. (В редакции   Приказа   Министерства  природных  ресурсов  и  экологии Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 541)

Инвентаризация отходов – процесс учета и расчета количества мусора, которое образуется в той или иной организации. Такая процедура является обязательной в нашей стране и закреплена в нормативно-правовых актах. Подсчет отходов ведется исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, причем по правилам они могут делать это как самостоятельно (если имеется необходимая лицензия и квалифицированный персонал), так и посредством обращения в специализированные фирмы.

Основная цель инвентаризационной деятельности – найти и устранить проблемы, связанные с перенакоплением мусора, его неправильной утилизацией и транспортировкой. Это позволяет быстро реагировать на изменение производственного процесса (может увеличиться количество утильсырья, измениться его опасность для природы).

Законодательство устанавливает, что инвентаризация отходов должна проводиться не менее одного раза в год, если не возникает срочной потребности       в ее проведении (например, при отчетности или по требованию надзорных органов). При этом стоит учитывать, что при реорганизации работы фирмы или смене ее деятельности нужно проводить инвентаризацию отходов производства еще раз.

Кто обязан вести учет отходов?

Многие думают, что вести учет отходов должны только производящие предметы потребления предприятия, но это является ошибкой, ведь даже маленькие фирмы и частные предприниматели в процессе своей жизнедеятельности образуют огромное количество вторсырья. Федеральный закон от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» уточняет, кто именно должен следить за выработкой мусора:

  • непосредственные производители материальных объектов (примером могут выступать строительные фирмы, заводы по производству стекла, шин и т.д.);
  • владельцы объектов размещения и накопления мусора (мусорных свалок или полигонов, хвостохранилищ, отвалов различных пород и пр.);
  • фирмы, предоставляющие услуги по сбору и транспортировке ТБО;
  • организации, перерабатывающие отходы.

Контроль над деятельностью вышеназванных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ведет Росприроднадзор как федеральный орган по мониторингу экологической ситуации в стране.

Ответственность 
  • по ст.8.5. КоАП РФ с суммой штрафа на юридических лиц от 20000 до 80000 руб.;
  • по ст.8.2 КоАП РФ со штрафом на юридических лиц от 100000 до 250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» подведомственное учреждение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющее все работы «под ключ»    с получением всех разрешительных документов от администрирующих органов. Рассмотрим любые предложения по сотрудничеству! Звоните и получите бесплатную консультацию.